Срок годности бензина


Срок хранения: от чего зависит

Почему топливо портится и что происходит с ним при хранении

Испарение

Окисление

Распад присадок

Появление осадка

Конденсат

Как выбрать правильные емкости для хранения бензина

Неподходящие емкости

Подходящие емкости

Можно ли хранить топливо в баке автомобиля

Можно ли использовать просроченный бензин

Как утилизировать просроченное топливо

 

Покупка бензина впрок — распространенная практика у автомобилистов. Причины могут быть самыми разными, например, удаленность АЗС, частое подорожание топлива, подготовка к долгим поездкам. 

Однако бензин не рассчитан на длительное хранение. Со временем он теряет свойства и становится опасным для двигателя. Почему горючее портится? От чего зависит срок годности? Как правильно хранить топливо и что делать, если оно испортилось? Расскажем подробнее.

Срок хранения: от чего зависит

Обычный бензин без стабилизаторов (например, АИ-92 или АИ-95) можно безопасно хранить в герметичной канистре до 3–6 месяцев. Если в горючем есть стабилизирующие присадки, срок хранения может увеличиваться до 12 месяцев. Такие составы содержат антиокислители и ингибиторы коррозии, которые замедляют разложение и сохраняют рабочие свойства бензина при умеренных температурах.

У дизельного топлива немного другие сроки. В закрытой канистре или резервуаре при температуре от +5 до +20°C летний дизель сохраняет стабильные характеристики 6–12 месяцев. Зимние марки, как правило, устойчивее — благодаря специальным присадкам и сниженной температуре фильтруемости, их можно хранить до 1 года.

Главный риск — замерзание и расслоение. Уже при –5°C летнее дизельное топливо начинает густеть. В нем появляются парафиновые кристаллы, горючее теряет текучесть и забивает фильтры. Зимние и арктические сорта более устойчивы, но даже их не стоит хранить в условиях перепада температур или на открытом воздухе.

Почему топливо портится и что происходит с ним при хранении

Со временем нефтепродукты утрачивают однородность, их стойкость к детонации становится хуже, выпадает осадок. Расскажем подробнее, что происходит с бензином и ДТ при хранении.

Испарение

В составе горючего есть легкоиспаряемые фракции. Со временем легкие углеводороды испаряются, что ведет к снижению качества топлива: октановое число становится ниже, а температура кипения — выше. Интенсивность испарения зависит от условий. 

Процесс можно значительно замедлить, если организовать хранение бензина в непрозрачных герметичных канистрах или других емкостях при температуре не выше +5–10°C.

Окисление

При взаимодействии топлива с кислородом происходит реакция окисления. Ее последствия — изменение цвета горючего, повышение вязкости, появление нерастворимых частиц, которые могут забить форсунки. 

Процесс окисления при хранении бензина можно замедлить, если заполнить канистру не полностью, а примерно на 95%. Так в ней остается минимум свободного пространства для воздуха. Это существенно снижает объем кислорода, с которым может контактировать топливо.

Если вы планируете длительное хранение (более 6 месяцев), стоит закупать бензин со специальными антиокислительными присадками. Антиоксиданты не только препятствуют окислению, но и предотвращают смолообразование ГСМ.

Распад присадок

В основном присадки в бензин добавляют для повышения октанового числа. У таких добавок есть недостаток — небольшой срок хранения. Некоторые присадки утрачивают эффективность спустя несколько месяцев или даже недель, из-за чего октановое число снижается на 1–2 единицы.

Появление осадка

При хранении бензина нередко появляется осадок:

  • из-за смол, причина появления которых — окислительные реакции;
  • из-за загрязнения механическими примесями;
  • из-за распада присадок.

Попадание концентрированного осадка в топливную магистраль приводит к загрязнению фильтров, появлению нагара на стенках камеры сгорания, оседанию частиц в клапанах двигателя.

Конденсат

Температурные перепады уменьшают сроки годности бензина АИ и дизтоплива, поскольку они провоцируют появление конденсата. Влага ухудшает эксплуатационные свойства топлива — в системе она не сгорает, из-за чего двигатель может работать неровно, не держать обороты, разгоняться с «рывками». Также конденсат приводит к ржавлению металлических узлов топливной системы, поломке ее компонентов. 

Как выбрать правильные емкости для хранения бензина

Хороший выбор для длительного хранения нефтепродуктов — герметичные резервуары, например, баки, бочки, цистерны или канистры

Неподходящие емкости

Некоторые виды пластика непригодны для хранения топлива. Речь о дешевых, бытовых емкостях, не рассчитанных на агрессивную среду:

  1. Пластик может вступать в химическую реакцию с бензином. Особенно это касается канистр из низкокачественного материала: стенки могут разлагаться, выделяя вещества, изменяющие состав горючего.
  2. Пластик — диэлектрик. Он накапливает статическое электричество. При переливании топлива возможна искра — это риск воспламенения.
  3. Пластик не всегда герметичен. Со временем стенки пропускают пары бензина. Это приводит к утечкам, испарению легких фракций и снижению октанового числа.
  4. Материал подвержен старению. Под действием УФ-излучения и перепадов температур пластик теряет прочность, становится хрупким.

Но не весь пластик одинаков. Современные топливные канистры делают из полиэтилена высокой плотности (HDPE). Такой пластик инертен к бензину, не выделяет примесей, не разрушается. Он прочен, устойчив к механическим повреждениям и перепадам температур. Эти канистры сертифицированы, имеют плотную крышку и антистатическую обработку.

Подходящие емкости

Помимо канистр из HDPE-пластика, для хранения подойдут:

  1. Металлические бочки. Это один из самых надежных вариантов для больших объемов. Главное — чтобы внутри было антикоррозийное покрытие. Без него даже небольшой конденсат вызовет ржавчину, и частицы попадут в топливо. Бочки обязательно должны стоять в тени или в проветриваемом помещении, вдали от источников тепла.
  2. Наземные и подземные цистерны. Такие емкости используют на предприятиях и АЗС. Подземное размещение защищает топливо от перепадов температур, солнечного света и испарения. В результате бензин и дизель сохраняют свои свойства до двух лет. У наземных резервуаров защита слабее, но при должной теплоизоляции и герметичности срок хранения будет сравнимым.
  3. Автотопливозаправщики. Это мобильные цистерны с насосом и фильтрацией. Используются в автопарках и сельском хозяйстве, где нужна раздача горючего на ходу. Такие емкости удобно заполнять и контролировать — но только если они оборудованы вентиляцией и герметичными люками.

Крайне важна герметичность канистр и других емкостей, поскольку даже неплотное прилегание крышки ускоряет процесс испарения и окисления топлива.

Можно ли хранить топливо в баке автомобиля

Бензобак — не лучшее место для хранения топлива, особенно если машину долго не используют. В отличие от герметичной канистры, бак не изолирован от воздуха, подвержен колебаниям температуры и не защищен от влаги. В результате даже качественный бензин начинает портиться быстрее.

Допустимый срок хранения горючего в баке — не более 2–3 месяцев. После этого топливо начинает терять свойства, особенно если автомобиль стоит на улице или в холодном гараже. Сначала страдает воспламеняемость, потом — устойчивость к детонации. Отложившаяся влага ускоряет коррозию и способствует появлению ржавчины в топливной системе.

Можно ли использовать просроченный бензин

Если у горючего истек срок годности, использовать его нельзя — это опасно как для силового агрегата, так и для топливной системы. Даже если ответственно подойти к вопросам хранения бензина, полностью остановить протекание химических изменений невозможно.

Последствия использования горючего с истекшим сроком:

  1. Нагрузка на двигатель, повышенный износ его узлов. Примеси и продукты окисления ухудшают смазывающую способность, становятся причиной образования отложений на клапанах, поршнях, стенках камер сгорания. В дизельных ДВС окисленное топливо приводит к быстрому износу втулок и плунжеров.
  2. Увеличение топливного расхода, снижение мощности. Просроченное топливо сгорает не полностью, из-за чего производительность двигателя падает, увеличивается его подача.
  3. Закупоривание топливных магистралей. В окисленном бензине присутствуют смолы, лаки, осадки. Включения забивают фильтры, форсунки, каналы. В результате ухудшается распыление горючего, нарушается его подача, из-за чего мотор начинает работать со сбоями.
  4. Поломка ДВС. Окисленное топливо становится причиной прогорания клапанов, поршней, повреждения форсунок, нарушения работы катализаторов, поломки кислородных датчиков. Из-за закупорки топливной системы двигатель может полностью выйти из строя. Восстановить его работоспособность поможет только капитальный ремонт.

Явные признаки того, что срок годности горючего истек: резкий запах ацетона, осадок, взвеси, мутный оттенок.

Как утилизировать просроченное топливо

Чтобы не получить штраф, утилизировать нефтепродукты нужно с учетом действующих правил. Нельзя сливать горючее в канализацию, выливать на землю или утилизировать с другими отходами. 

ГСМ — легковоспламеняемые и взрывоопасные, а еще они наносят урон окружающей среде. Поэтому оптимальный способ — сдать просроченное топливо в организацию, которая занимается сбором и утилизацией ГСМ. Такие компании принимают нефтепродукты по договору и вывозят их на переработку или обезвреживание. Стоимость услуги зависит от объема и удаленности, но это гарантирует безопасность и соблюдение всех норм.



Оставьте заявку и наши менеджеры проконсультируют Вас!