Расход топлива дизельного двигателя

«Аппетит» автомобиля — то есть, то количество горючего, какое он потребляет на единицу пути – важный фактор при выборе и эксплуатации. По этому параметру машины с дизельным ДВС ощутимо выигрывают у бензиновых.

pic74.png

Расход горючего у бензинового и дизельного двигателя

Многие автолюбители предпочитают автомобили с дизельными моторами — они отличаются большей тяговитостью, лучшей динамикой, меньшим расходом горючего. Причина в конструкции и принципе работы «дизеля». 

В отличие от бензиновых, дизельные двигатели лишены такого конструктивного элемента, как дроссельная заслонка. Она отвечает за регулировку воздушного потока, поступающего в ДВС. Поэтому даже на холостом ходу бензиновый мотор работает под нагрузкой, что сказывается на расходе горючего. Влияют и другие моменты, свойственные дизельным моторам. Например, большая степень сжатия, сжатие только воздуха, а не топливно-воздушной смеси, воспламенение от горючего, от нагретого воздуха, а не от искры и т. д. Вот почему расход — при прочих равных показателях авто — у дизельного топлива меньше, чем у бензина в 1,5–2 раза. Это заметная экономия даже на 100 км, а на более дальних маршрутах — и того больше.

pic75.png

Как узнать средние показатели расхода топлива

Самый простой способ определить, сколько топлива потребляет при езде двигатель, — это расчет расхода по формуле: Р=(Л/L)*100, где Л — количество литров горючего, затраченное на расстояние L. То есть просто заливаем горючее в бак, проезжаем определенное расстояние и считаем, сколько топлива на это расстояние ушло. К сожалению, при всей простоте, этот метод нельзя назвать точным. Ведь он не учитывает множества факторов, которые в конечном счете ощутимо влияют на расход: 

  • скорость езды; 
  • температуру окружающей среды;
  • загрузку автомобиля;
  • наличие и количество электроприборов и т. д.

Более точное значение может дать другая формула:

P=0,01*Лб*L*(1+0,01*K), где:

  • P — расход топлива в литрах на 100 км пути;
  • Лб — базовый расход, заявленный производителем в сопроводительной документации;
  • L — расстояние, пройденное автомобилем;
  • K — специальный коэффициент, учитывающий дополнительные параметры автомобиля и характер езды.

В идеальных условиях коэффициент можно считать равным единице. Но он будет увеличиваться в определенных случаях. Например, использование климат-контроля или кондиционера — это +7%; пробег свыше 100 000 км или возраст более 5 лет — это еще +5%. Также следует учитывать географические особенности региона эксплуатации. В зависимости от климата коэффициент может вырасти еще на +20%.

Формула расчета затрат на топливо

Еще более наглядной будет формула, показывающая, сколько конкретно тратится на горючее на определенной протяженности пути. Рассчитать этот показатель можно по формуле:

Pобщ=L/100*P

Здесь L — это длина маршрута, а P — средний расход топлива, полученный по одной из вышеприведенных формул.

Чтобы вычислить сумму затрат на дизельное топливо, необходимо умножить полученное значение Pобщ на стоимость горючего и округлить ее в большую сторону — про запас. Такая методика расчетов удобна, когда нужно знать, сколько денег уйдет на конкретную поездку. Но и здесь есть определенные упущения, так как в ней не учитываются непредвиденные расходы из-за длительных простоев в пробках и на светофорах, работы климат-контроля и различного электрооборудования.


pic76.png

Может возникнуть вопрос — зачем вообще нужны все эти вычисления? Ведь вполне можно довериться производителю, который в спецификации всегда указывает, сколько горючего уходит на 100 км. 

На самом деле заявленные автопроизводителем характеристики не всегда (а точнее — почти никогда) соответствуют реальным. Ведь испытания проводят в идеальных условиях и не учитывают многих сопутствующих факторов — те же пробки, светофоры, перегазовки и т. д. Кроме того, изменение потребления горючего может сказать о неисправности дизельного агрегата. Если авто начало «кушать» больше на то же расстояние в километрах — это повод задуматься о причинах.

Каким образом можно снизить расход топлива

Чтобы рассчитанный или показываемый на приборной панели расход дизельного топлива соответствовал действительности, необходимо поддерживать автомобиль в хорошем техническом состоянии. Ведь любая неисправность может стать причиной повышенного расхода. Снизить потребление топлива поможет несколько простых правил:

  • Фильтры и расходники. Воздушный, топливный, масляный фильтры нуждаются в регулярной замене. При этом двигатель будет лучше работать даже на пониженных оборотах. Фильтры и все расходники можно менять самостоятельно, но лучше это делать с плановым ТО в специализированном сервисном центре, заслуживающем доверия.
  • Моторное масло. Заливайте масло в соответствии с рекомендациями автопроизводителя. Оно должно быть достаточно вязким, чтобы поддерживать рабочее давление, но не слишком густым, чтобы мотор работал легко. Последнее особенно важно в холодное время года. Правильно подобранное масло позволит экономить до 10% топлива
  • Давление шин. Это еще один фактор, влияющий на расход топлива. Не бойтесь немного перекачать колеса — на 0,2–0,3 бара больше, чем это рекомендовано производителем. Конечно, машина станет чуть жестче, но это даст выгоду в 0,5–1 литр на 100 км.
  • Наличие турбины. Турбонаддув увеличивает динамику, приемистость и мощность автомобиля, но негативно сказывается на расходе. Турбированный мотор потребляет заметно больше топлива на единицу пути (например, 100 км). Бороться с этим нельзя, если функция отключения турбонаддува не предусмотрена на вашем авто. Важно следить за исправностью самой турбины. Ее несвоевременное обслуживание приводит к повышенному износу и постоянной работе на пределе, что значительно увеличивает расход.  
  • Стиль вождения. Даже при полностью исправленном и обслуженном автомобиле расход топлива будет зависеть от нагрузки. Резкий старт и торможение, продолжительное движение на повышенных оборотах, частая смена скоростного режима — все это не только влияет на количество потребляемого топлива, но и не лучшим образом сказывается на состоянии дизельного ДВС.

Понять, что с дизельным двигателем что-то не то, и он работает не в штатном режиме (а значит, потребляет больше топлива) можно по падению тяги авто, появлению черного или темного выхлопа. Скорее всего, это говорит о неисправности системы питания. Без ее ремонта проблему с увеличенным расходом решить вряд ли удастся.

pic77.png

Мифы и «вредные советы»

А вот чего точно не стоит делать ради экономии топлива, так это использовать различные присадки, якобы уменьшающие потребление горючего, или «перепрошивать» автомобиль с заводских настроек. 

Несмотря на многочисленные отзывы, которые можно встретить в Сети, эффективность этих методов не подтверждена. Даже если удастся добиться положительных результатов в виде улучшения динамики и мощности, вряд ли эффект будет долгосрочным. А уж на количестве потребляемого на 100 км ДТ он точно не скажется.

pic78.png

Не забывайте и о том, что использование присадок, внесение конструктивных изменений или самостоятельная настройка/перепрошивка ДВС может привести к ненормальной работе агрегата и его быстрому износу. Просто подумайте, что обойдется дороже — капитальный ремонт мотора или дизельное топливо? Тем более, что касается последнего, на нем вполне можно экономить и еще одним способом — используя топливные карты, по которым можно получать скидки на заправках.


Оставьте заявку и наши менеджеры проконсультируют Вас!