Производство бензина в России


Стоимость бензина на внутреннем и мировом рынке возрастает, поэтому, чтобы получить как можно больше прибыли от продажи горючего и полностью покрыть существующий спрос, нефтеперерабатывающие предприятия России наращивают темпы производства. Так, за первые 6 месяцев в 2022 году изготовили 20,8 миллиона тонн исходного продукта, по сравнению с аналогичным периодом в 2021 году показатель вырос на 4,4%. В июне нефтеперерабатывающие заводы отгрузили 3,6 тонны топлива, что больше на 7,5%, чем в том же месяце, только год назад.

1377.png

Как и кто специализируется на производстве бензина в России? Какие нефтяные компании занимают лидерство в этой сфере? По каким технологиям и из какого сырья они делают топливо? Давайте разберемся и ответим на все интересующие вопросы.

Лучшие российские производители бензина: рейтинг

Основной критерий выбора бензина — его качество. Заправка автомобиля продуктом, который отвечает действующим международным стандартам, с высоким октановым числом и сбалансированным составом — залог длительной бесперебойной работы двигателя и многих других систем транспортного средства. Качественное топливо гарантирует комфортную и уверенную езду в любых дорожных условиях, позволяет существенно увеличить межсервисные интервалы и расходы на обслуживание машины.

В России лучше всего производят разные марки бензина такие заводы:

  • Нижегородский. Входит в состав холдинга «Лукойл». Завод в год перерабатывает до 17 миллионов тонн нефти, выпускает топливо с высоким октановым числом и улучшенными эксплуатационными свойствами, его продукцию можно встретить практически на всех российских и зарубежных АЗС. Является крупным налогоплательщиком Нижегородской области.  
1378.png

  • Омский. Еще один нефтяной лидер, который завоевал популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. Входит в состав холдинга «Газпромнефть». Производитель в основном снабжает качественным бензином сеть собственных заправок, рассредоточенных по всему миру. В год перерабатывает свыше 20,5 тонны черного золота, индекс Нельсона составляет 8,5.
1379.png

  • Рязанский. Является неотъемлемой частью известного холдинга «ТНК-ВР». Изготавливает бензин марок АИ-92 и АИ-95. Проектная мощность завода — 17,1 миллиона тонн сырой нефти в год. Производственные мощности включают четыре установки первичной переработки нефтепродукта, установку вакуумной гидроочистки, установку каталитического крекинга и каталитического риформинга. 

1380.png

  • Ярославнефтеоргсинтез. Входит в состав российской компании «Славнефть». Производство бензина на этом заводе осуществляется по уникальной технологии, поэтому конечный продукт отличается первоклассным качеством и может похвастаться высоким октановым числом. Топливо «Ярославнефтеоргсинтез» реализуют практически все заправочные станции нашей страны. У предприятия достаточно длинная и насыщенная история, которая началась еще в 1961 году. Его сотрудники регулярно совершенствуют составы и улучшают их эксплуатационные характеристики. 
1381.png
  • Волгоградский. Еще одно место, где делают бензин. Выпускает разные марки топлива для заправок сети «Лукойл». Ежегодно наращивает объемы поставок. Готовая продукция отличается стабильным составом и улучшенными техническими характеристиками. Она уверенно конкурирует с бензином, который предлагают германские, шведские и японские компании. Конечный продукт в основном идет на экспорт.
1382.png

Среди других компаний, специализирующихся на производстве бензина — «Московский НПЗ», «ТАИФ-НК», «Синтез-Каучук», КНПЗ, «Татнефть» им. В. Д. Шашина. У топлива этих известных брендов стабильный фракционный и химический состав, минимальное количество примесей, что благотворно сказывается на работе силового агрегата и автомобиля в целом.

Какое сырье и дополнительные компоненты используют для производства бензина?

Для производства бензина используют большое количество нефти. Сырье называют заготовкой для горючего. Из его остатков получают множество других продуктов, например, керосин, дизель, мазут.

1383.png


Нефть, в свою очередь, раскладывают на углерод и водород. Содержание первого вещества в составе сырья около 85%, второго — примерно 15%. Углерод и водород, соединяясь между собой, создают связи — углеводороды, которые распределяют на легкие и сложные.

В качестве исходного сырья при производстве горючего используют только ту нефть, которая пригодна для последующей обработки. Ее добывают с помощью специальных буровых агрегатов из-под земляной толщи. У такого сырья есть необходимая чистота. Оно не содержит грязь и химикаты. Чистую нефть для изготовления топлива доставляют в цистернах и помещают в специальные резервуары для хранения, установленные на нефтеперерабатывающих предприятиях. От того, как хранилось исходное сырье для производства горючего, во многом зависит его качество.

Нефть можно использовать только отстоянную. В ее составе не должно быть солей и воды. Перед тем как превратиться в разные марки топлива, сырье проходит процесс высушивания, в результате которого все добавки, что были в составе, оседают на дно емкости для хранения.


1384.png

После того как нефть прошла первичную переработку, часть ее объема извлекают из процесса и используют в таком состоянии для разных промышленных потребностей. Для заправки автомобилей такой продукт не подходит, он не обеспечивает полноценного питания двигателей и приводит к быстрому износу комплектующих деталей.

В бензине, помимо легких и тяжелых нефтяных фракций, присутствуют кислотосодержащие соединения, примеси и углеводороды. Его качество зависит не только от технологии, используемой при изготовлении, но и от происхождения основного сырья, расположения скважины. Например, в горючем, которое изготовлено из нефти, добытой в Самарской области, содержание серы гораздо выше, чем в бензине, изготовленном из исходного продукта, доставленного из Пермского края. Чем меньше в горючем серы, тем ниже токсичность выхлопных газов и выше показатели экологичности. Если в добытой нефти высокая концентрация серы, ее подвергают дополнительной очистке. Процесс занимает достаточно много времени и делает конечный продукт на порядок дороже. Для производства дизельного топлива сырье используют разное, в том числе и с высоким содержанием серы.

Технология, которую используют для изготовления горючего

1385.png

Существует одна производственная технология переработки черного золота в горючее, которую используют все без исключения нефтеперерабатывающие компании и предприятия. Ее суть:

  1. Очищенную нефть подвергают температурной обработке, в результате этого она разделяется на отдельные компоненты с разной температурой выкипания. Субстрат нагревают до температуры в +370 градусов, вследствие этого тяжелые летучие вещества и углеводороды конденсируются.
  2. Полученный состав проходит дальнейшую очистку, после которой летучие компоненты нейтрализуются. В него добавляют присадки и ингибиторы, которые улучшают эксплуатационные свойства и технические характеристики, увеличивают сопротивление самодетонации, обеспечивают надежную защиту двигателя от преждевременного механического износа.

На последнем этапе горючее перегоняют, создавая воздушное разряжение.

Бензином, полученным по вышеуказанной технологии, можно смело пользоваться. Продукт не разъедает металлические и резинотехнические детали, содержит допустимое количество серы, соответствует показателям экологичности, у него оптимальная температура вспышки. 

Способы изготовления горючего

Компании, занятые выпуском и торговлей бензином, используют разнообразные способы его изготовления. Самые популярные из них — это простая перегонка, крекинг и риформинг. О каждом способе расскажем более детально.

Простая перегонка

1386.png

Самый первый метод получения горючего. Стал популярным и востребованным после появления первых транспортных средств. Исходный продукт, полученный таким способом, не может похвастаться высоким качеством, оптимальным фракционным и химическим составом. Его чаще всего используют для производственных и промышленных нужд.

Простую перегонку делают следующим образом:

  1. Нефть нагревают, в результате этого она распадается на отдельные элементы, которые попадают на промежуточные уровни переработки.
  2. Полученный состав прогоняют через ванны, наполненные специальным раствором, нефть вступает с жидкостью в реакцию, вследствие этого все летучие вещества, которые в ней содержались, испаряются, оседают и стекают в отдельную емкость.

После перегонки получают бензин, пригодный для заправки автомобилей, но его качество оставляет желать лучшего. Чтобы улучшить характеристики горючего, его подвергают вторичной переработке, очищают и обогащают присадками.

Крекинг

1387.png

Еще один способ получения горючего разных марок. Его используют компании, которые выпускают продукцию в больших объемах. Горючее, которое получают с помощью крекинга, становится высокооктановым. У него стабильный фракционный и химический состав. Присадки в нем способствуют надежной защите узлов силового агрегата от механического износа. В составе практически нет серы и других компонентов, которые увеличивают токсичность отработанных газов. Особые компоненты наделяют горючее антифрикционными, антикоррозийными и антиокислительными свойствами. Методом крекинга изготавливают продукцию марок АИ-95 и АИ-92. В чем его суть? Во время переработки нефть раскладывается на фракции. Черное золото нагревают до кипения, в результате этого углеводные связи разрушаются, молекулы водорода распадаются. Нефть разделяется на такие производные:

  • летучие и жидкие газы;
  • остаточные продукты;
  • масла, горючее, смазки.

Во время крекинга используют катализаторы — специальные вещества, без которых процесс невозможен.

Риформинг

Под этим способом понимают процесс получения линейных углеводородов. Зачем они нужны и почему так важны для последующего процесса получения горючего высокого качества? Все дело в том, что в углеводородах, полученных в результате риформинга, октановое число гораздо выше, чем у тех, которые содержатся в чистой нефти, поэтому горючее получается с оптимальным химическим составом и улучшенными техническими параметрами.

Существует два вида риформинга нефти:

  • каталитический;
  • термический.

Каталитический метод предполагает использование специальных катализаторов. К нему прибегают в тех случаях, когда горючее можно получить только при воздействии специальных веществ. Процесс получения готовой продукции подобен процедуре крекинга. Предприятия развитых стран используют при изготовлении горючего в основном каталитический риформинг, несмотря на то, что он более затратный, потому что у готового продукта на выходе, независимо от марки, прекрасные качественные показатели.

1388.png

Термический метод перегонки подразумевает воздействие на черное золото высоких температур. Он более распространенный в нашей стране, чем каталитический риформинг, но по эффективности существенно уступает.

Какие характеристики у горючего после перегонки

Процедура позволяет получать уникальный продукт. Горючее после первичной обработки нефти содержит в своем составе различные примеси, добавки, кислоты, органические соединения и щелочи, которые крайне негативно воздействуют на силовые агрегаты транспортных средств. После перегонки в составе горючего нет окалин, металлических частичек, токсических и других «вредных» примесей. В процессе процедуры продукт обогащают разными присадками, которые предотвращают образование отложений, коррозию и засорение каналов топливной системы, улучшают эксплуатационные характеристики автомобиля, уменьшают трение узлов, увеличивая тем самым их рабочий ресурс. 

Транспортное средство, которое заправили горючим, обогащенным уникальными присадками, быстрее набирает разгон, более динамично ведет себя на трассе, намного лучше отзывается на команды водителя. Другими словами, горючее с присадками — это эффективно, выгодно, экологично, продуктивно и экономично.

Конечный продукт, который не перегоняли, способствует формированию нагара и других продуктов сгорания. Его использование сулит более быстрый износ комплектующих деталей мотора. В итоге ремонтировать машину приходится намного чаще, а это немалые непредвиденные дополнительные расходы, которые редко кого радуют.

Горючее начинает свою работу сразу, как только попадает в бак транспортного средства, и действует до момента, пока не расходуется полностью. Со временем эффект от сгорания только усиливается. Водители отмечают, что машина начинает функционировать лучше, ее ход становится более плавным. Если заливать в бак продукт, который не перегоняли, с примесями, механическими частицами и другими загрязнениями регулярно, то производительность двигателя снизится, появятся раздражающие посторонние шумы.

Присадки в горючее в процессе перегонки добавляют самые разнообразные. Их классифицируют на запрещенные и разрешенные. Предприятия, которым важна прибыль, а не репутация, очень часто добавляют в свою продукцию ацетон, спирт, любой другой растворитель. Так им удается повысить октановое число горючего. Изначально водитель, который заправил автомобиль таким продуктом, наблюдает некие положительные тенденции. Допустим, мощность транспортного средства повышается, машина увереннее стартует и идет на обгон, поскольку быстро набирает разгон, расход горючего снижается, в результате чего достигается существенная экономия средств на заправку. 

Но как говорят умные люди: «Первое впечатление обманчиво». Стоит всего пару месяцев поездить на таком горючем, как начнут возникать с автомобилем тотальные проблемы. Он ломается и требует замены дорогостоящих комплектующих узлов. Экономия на заправке получается мнимой. Именно поэтому очень важно использовать только то горючее, качество которого подтверждено соответствующими сертификатами. Приобретайте топливные карты от компании GPC RUS, чтобы выгодно заправляться на проверенных АЗС качественным горючим.

Оставьте заявку и наши менеджеры проконсультируют Вас!