Какие налоги входят в стоимость бензина в России?

Какие налоги входят в стоимость бензина в России?

Как формируется цена на топливо?

Отчисления на прибыль (от стоимости топлива)

Акциз

НДС

НДПИ

Подсчет себестоимости 1 литра топлива

Почему не падает стоимость

Подведем итоги


Согласно исследованиям Росстата, Россия занимает второе место по добыче нефти. Казалось бы, что в таком случае бензин должен стоить у нас копейки. Но при сравнении с другими странами (даже если брать в учет страны бывшего СССР) цена сильно отличается. И притом в большую сторону. Почему же у нас топливо стоит так дорого? Какие факторы влияют на формирование цены?



1225.png

Все дело в том, что на 1 литр топлива в России приходятся:

  • затраты на добычу, производство и транспортировку черного золота;
  • высокие налоговые обложения, которые применяются к производителям и продавцам горючего;
  • наценки розничных сетей.

Если подробно разобрать стоимость бензинов, то выходит, что практически 70% составляет доля налогов в цене и акцизные сборы, и только около 10% — прибыль компаний. Поэтому смело можно сказать, что чем больше растут сборы, тем выше цена литра горючего. Давайте подробно разберем налоговые отчисления, которые входят в состав топлива.

Как формируется цена на топливо?

1226.png

Стоимость бензина формируется из множества факторов — затрат на поиск и разработку полезных ископаемых, работ по добыче и транспортировке до заводов, переработки и других. Если упрощенно составить схему цены 1 литра, то получим примерно такие показатели затрат по бензину: добыча + транспортировка + переработка + продажа в розницу + налоговые отчисления + прибыль компаний. 

Кажется, что цепочка длинная и затратная. Но на самом деле существенную (ключевую) долю цены в Российской Федерации занимает доля акцизов и налогов в цене. Эти сборы вытягивают почти треть издержек. Если убрать отчисления, то себестоимость бензина в России составит менее 20 р. за 1 литр.

К основным сборам по налогам в РФ относят:

  • при добыче нефти — налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • при переработке сырья — различные виды акцизов;
  • при осуществлении сделки по бензину между НПЗ и АЗС — отчисление на добавленную стоимость (НДС);
  • после получения прибыли — отчисление на прибыль, которое напрямую зависит от стоимости бензинов.

Примерную структуру распределения доли затрат при формировании конечной стоимости горючего можно представить так (по данным Российского топливного союза).

1227.png

Как видно из этой схемы, реализация бензина — выгодная сделка для государства. При этом торговля на внутреннем рынке приносит в бюджет страны внушительные суммы дохода.

Отчисления на прибыль (от стоимости топлива)

Смысл работы любой компании — получение прибыли. Поэтому при отгрузке бензинов для розничной реализации и поступления на АЗС закладывается наценка. Она служит прибылью компании. С нее и накладывается налоговое бремя на горючее. 

Такие затраты несет нефтяная компания, которая занимается реализацией топлива. При этом расчет производится с проданного товара. Горючее, которое осталось в хранилищах, не подлежит учету по налоговой базе.

Акциз

1228.png

Представляет собой косвенное отчисление, которое включается в цену продукта, его оплачивает конечный потребитель. Оно помогает регулировать спрос на определенные типы и группы товаров. Так, для горючего оно напрямую зависит от класса топлива. Например, для АИ-92 акциз выше, чем для топлива марки АИ-95. Думаете, нелогично? Таким образом государство подстегивает покупать по более высокой цене бензин, а значит, приносить больше денег в бюджет.

Размеры ставок закреплены в ст. 193 Налогового кодекса РФ. Так, для горючего, которое не соответствуют 5 классу экологической безопасности до 31.12.2022 установлен акциз в размере 14 169 р. за тонну. А для класса 5 — 14 793 р. за тонну. При этом ставки определены на 2023–2024 гг. и они увеличены. А значит, цена топлива будет планомерно расти.

НДС

1229.png

Косвенные отчисления, которые включаются в цену товара. Компании обычно перекладывают уплату такого сбора на покупателя. Он составляет 20% от цены товара

Если обратить внимание, то в чеке НДС указывают отдельной строкой. При покупке бензинов этот налоговый сбор оплачивает покупатель. А компания-продавец перечисляет полученные деньги в казну государства.

НДПИ

1230.png

Такое отчисление представляет собой одну из крупнейших статей расходов нефтегазового бизнеса. По своей сути — это плата за пользование богатствами недр земли. Ее выплачивают предприниматели, которые занимаются добычей нефти. Но по факту платить за добычу приходится гражданам в виде включения ее в цену товара.

Отчисления рассчитываются за каждую добытую тонну сырой нефти. На их размер влияет специфический коэффициент, который устанавливает ФНС РФ. Он зависит от динамики мировых цен бензина и значений коэффициента налоговой ставки. При этом учитываются особенности добычи углеводородов за счет применения понижающего коэффициента.

Полученная прибыль от налога направляется в федеральный бюджет. И служит на пользу всем гражданам страны.

Подсчет себестоимости 1 литра топлива

1231.png


На основании представленной выше диаграммы произведем расчет по бензинам. За основу расчетов возьмем усредненную цену топлива марки АИ-92, которая составляет 47 р. 48 коп. за 1 литр.


№ п/п

критерий

процентное содержание,%

сумма, р. коп.

1

отчисление на добычу полезных ископаемых

30,59

14,52

2

акциз

20,28

9,63

3

НДС

20

9,5

4

себестоимость добычи

6,85

3,25

5

прибыль в оптовом и розничном секторе

7,21

3,42

6

переработка, транспортировка, хранение

8,92

4,24

7

затраты на АЗС

6,15

2,92


Итого

100

47,48



Процентная ставка акциза рассчитана для товара, который пользуется повышенным спросом.

Показатели себестоимости, прибыли продавцов, затраты на переработку и АЗС указаны как усредненные значения из разных исследований.

В итоге доля налогов в цене составляет 33 р. 65 коп. А стоимость топлива — всего 13 р. 83 коп.

Почему не падает стоимость

Этот вопрос возникает у большинства потребителей. Ведь, казалось бы, если падает оптовая цена, значит, должна изменяться и розничная. Но цены на АЗС либо замораживаются на одном уровне, либо растут вверх. 

Это обстоятельство связано с тем, что таковы особенности налогового регулирования. Так называемый демпферный механизм. Его суть заключается в том, что государство искусственно регулирует доходы нефтяных компаний от сбыта горючего. Если оптовые цены на бензин за рубежом растут, то государство оплачивает им часть прибыли, которую они могли бы получить от реализации продукции на внутреннем рынке. А вот если оптовые цены на нефть падают, то нефтяные компании получают больший доход от внутренней реализации топлива. И теперь они пополняют бюджет отчислениями. При этом выплаты производятся от расчетной цены 53 600 р. за тонну, которая была сформирована в 2020 году.

Подведем итоги

Стоимость топлива играет существенную роль практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Рост налоговых ставок провоцирует рост цен на бензин. И, как следствие, приводит к повышению цен на товары, к снижению прибыльности предприятий. И в конечном счете страдает потребитель. 

Но рост цен идет не просто так. Он соответствует инфляции. При этом если перевести стоимость в валюту и рассмотреть несколько лет, то получим практически одинаковые результаты. Это возможно из-за регуляции цен государством. 

Для простого потребителя рост цен воспринимается болезненно. Это возникает из-за падающих доходов, но растущих расходов. А для транспортных компаний этот аспект менее критичен. Ведь существуют послабления при уплате налогов, снижение затрат за счет возврата НДС. Есть возможность открытия топливных карт, которые помогают не только вести четкий учет расходов, но и экономить на закупках топлива в России.  

Оставьте заявку и наши менеджеры проконсультируют Вас!