Как проверить недолив бензина на АЗС


1535.png

По данным федерации автовладельцев России, около 76% АЗС не доливают топливо в баки. Эксперты заявили, что в среднем на заправке автомобилист недополучает около 5% горючего. Такие нарушения выявлены не только на небольших АЗС, но и на заправках крупных федеральных сетей. Из-за этого стоимость литра бензина, дизельного горючего или газа для потребителя может вырасти на 8–10 рублей. 

Как определить недолив топлива

Если вы предполагаете, что вам недоливают горючее, и хотите понять, на какой заправке в бак заливают не все топливо, то мы рекомендуем развеять сомнения несколькими способами:

  • Попросить на АЗС заправить горючим полный бак. После этого нужно сравнить, сколько топлива оказалось в автомобиле, и сколько может вместить бак по данным производителя машины. Найти информацию об этом можно в руководстве по эксплуатации автомобиля. Если на заправке сумели залить в бак 60–65 литров горючего, а производитель заявляет о том, что емкость может вместить 50 литров, это означает, что по меньшей мере 10 литров — воздух. Максимально допустимое превышение от заводского объема бака составляет 3–5 литров горючего. Они помещаются в горловину и трубопровод топливной системы.   
  • Можно наполнить горючим канистру. По ней будет наглядно видно, сколько литров топлива оказалось в емкости, и сколько миллилитров не хватает. 

По данным экспертов «Федерации автовладельцев России», с каждых 10 литров топлива на заправочных станциях в среднем недоливают 330 миллилитров. И если ежедневно на АЗС продают по 5–7 тонн горючего в сутки, показатель недолива может доходить до 150 литров, в месяц объем недолива превышает 4,5 тонны. 

Способы недолива горючего на АЗС

1536.png

На большинстве АЗС есть подготовка к проверкам специалистов уполномоченных ведомств. Для замера горючего представители надзорных управлений используют 10-литровые канистры. Поэтому программное обеспечение заправки настроено таким образом, чтобы каждые первые 10 литров бензина и другого горючего попадали в бак или емкость полностью. А вот последующие литры программа зачастую недоливает. 

Если же на АЗС нет таких программных подстроек под проверяющих, и они зафиксировали факт недолива бензина, сотрудники заправочной станции имеют право попросить провести повторный замер горючего. И пока идет подготовка к новой процедуре, работники заправки могут убрать из настроек программы задачу по недоливу горючего.

Еще один возможный способ обмана на АЗС — использование плат для колонок. Их монтируют в устройство, и оно начинает выдавать неправильные данные. Колонку заправки можно настроить так, чтобы она обсчитывала с клиента от 300 миллилитров до 5 литров топлива.  

Недоливом топлива на АЗС зачастую занимаются и сами сотрудники. Например, работник может воспользоваться тем, что водитель не следит за процессом и отпускает кнопку на заправочном пистолете. Из-за этого топливо перестает поступать в бак. При этом у клиента остается иллюзия того, что заправка не прерывается. Такой способ мошенничества используют небольшие станции, работающие без привязки к крупным топливным компаниям. 

1537.png

Операторы заправки могут обманывать потребителей со сдачей. Такое может произойти, если клиент расплачивается наличными. Кассир станции может сослаться на отсутствие денег для сдачи и предложить водителю заправить автомобиль на оставшуюся сумму. Однако на практике обещанное топливо может не попасть в бак. Когда водитель возвращается к машине, заправщик сообщает ему, что процесс завершен. Проверить, долил ли он горючее, практически невозможно.

Перекрученный шланг также может сыграть на руку недобросовестным работникам АЗС. Если на топливном рукаве есть перегибы, или он туго закручен, горючее не полностью поступает в бак. Часть топлива скапливается в изгибах. Недолив может составить от 200 миллилитров до 2 литров.

Некоторые недобросовестные топливные операторы могут подменять высокооктановое горючее на низкооктановое. Если двигатель автомобиля работает исправно, разницу в бензинах автомобилист не ощутит. Однако, если в моторе есть неисправность, неподходящее топливо может окончательно вывести машину из строя. 

На некоторых заправках могут использовать присадки, увеличивающие октановое число. Например, раствор тетраэтилсвинца поднимает октановый показатель бензина на 5–10 единиц. Таким образом из АИ-92 недобросовестные продавцы могут получить АИ-98. Качество топлива это не улучшит, а АЗС получит ощутимую прибыль. Часть недобросовестных поставщиков топлива и вовсе не тратится на покупку реагентов, а разбавляет горючее водой. 

Как не дать себя обокрасть на заправке

1539.png

Чтобы обезопасить себя от возможных махинаций со стороны заправки, нужно выбирать проверенные станции. Также можно заливать в бак небольшое количество бензина или других видов горючего. Оптимально — 10 литров. Этого объема хватит на 100–120 километров пути. Такой способ заправки поможет обезопасить себя от возможного недолива горючего, заложенного в программу.

Желательно проводить заправку автомобиля самостоятельно. Таким образом можно контролировать весь процесс. Если же горючее заливает сотрудник заправки, нужно посмотреть, чтобы на табло колонки сразу были нули. Если остались показатели с предыдущей заправки, отсчет новой продолжится с этих цифр. В таком случае недолив горючего может достигать нескольких литров. Также стоит контролировать работу заправщика. Пока в бак автомобиля заливается топливо, работник должен держать топливный пистолет со взведенным курком. 

Можно ли пожаловаться на недолив топлива

1540.png

Пожаловаться на работу недобросовестных сотрудников АЗС можно в несколько ведомств. Обращения недовольных клиентов принимают в управлении Роспотребнадзора и Росстандарта. Специалисты ведомств с помощью специального оборудования проводят контрольный замер топлива в мерные емкости. Как правило, для этого используют 10-литровые канистры. Если выявят отклонение от нормы, руководители АЗС могут получить предписание от Роспотребнадзора с требованием устранить нарушение. 

За недолив бензина руководителю заправочной станции могут выписать штраф до 50 000 рублей, с юридических лиц могут взыскать до 100 000 рублей. И наказание в отношении недобросовестных топливных поставщиков планируют ужесточить. С 2024 года должны заработать новые поправки в КоАП. По ним, за недолив топлива с компании могут взыскать 1% от годовой выручки, но не меньше 500 000 рублей. Если АЗС уличат в повторных махинациях с топливом, штраф уже вырастет до 3% от годовой выручки. Сумма составит не меньше 2 000 000 рублей.   

Также пожаловаться на недобросовестных сотрудников заправки водители могут в прокуратуру. «Надзорники» организуют проверку вместе с представителями Роспотребнадзора или Росстандарта, изучат финансовые документы, сертификаты, подтверждающие исправность оборудования, акты приема топлива. После проведенной проверки руководитель компании получает предписание с требованием устранить выявленные нарушения. 

При каждой заправке водителям нужно быть бдительными и контролировать процесс. Советы, приведенные в статье, помогут обезопасить от мошеннических схем недобросовестных топливных компаний.  

Оставьте заявку и наши менеджеры проконсультируют Вас!