СОДЕРЖАНИЕ

Расход топлива: заводские и реальные цифры

Что влияет на расход топлива

Формулы для подсчета расхода топлива

Расход топлива: заводские и реальные цифры

При выборе автомобиля ориентироваться на данные производителя, указывающие расход топлива, конечно, можно, но с оговоркой: изготовитель всегда указывает ориентировочные значения для каждого режима и в искусственно созданных условиях. Город, трасса и смешанный режим протестированы в большинстве случаев либо на стенде, либо на полигонах с имитацией определенных условий расхода горючего. В реальной жизни всегда присутствуют дополнительные факторы, чаще всего приводящие к увеличению показателей потребления топлива.

Кроме того, не существует общего показателя расхода топлива – для дизельного и газового горючего, для бензина потребности автомобильных систем затраты будут отличаться. Пожалуй, быть уверенным можно только в одном параметре: любая проверка расчета делается на пробегах в 100 км, а чтобы вывести среднее значение для каждого режима, рекомендуется проехать несколько таких отрезков с разной нагрузкой.

Что влияет на расход топлива

Как уже упоминалось, режим езды – основной регулятор потребностей в топливе. Независимо от того, какой мощности мотор установлен на авто, ровная поездка по загородной трассе потребует меньшего расхода горючего, чем, например, передвижение по городским улицам с пробками и светофорами. Так трасса «съедает» меньше всего топлива, чуть больше тратится на езду в смешанном режиме, и городские поездки всегда показывают самый высокий расход горючего. Кроме этого параметра при составлении бюджета на оплату топлива  и ГСМ учитывается немало сторонних факторов:

✔      Какая мощность двигателя – полуторалитровый TSI на 150 л/с определенно будет тратить меньше горючего, чем четырехлитровый GT9 Vmax с 1381 «лошадкой» под капотом турбированного спорткара;

✔      Сезон – зимой потребность в любом виде топлива будет выше: перед стартом нужно прогреть авто и его системы после морозной холодной ночи (порядка 10-12%);

✔      Нагрузка на авто – чем больше багажа и пассажиров, тем выше расход топлива (до 5-7%);

✔      Техническое состояние – у моделей разных лет выпуска могут отличаться конструкции и степень износа систем автомобиля (примерно до 5% после ста тыс. км. пробега);

✔      Стиль вождения – чем выше частота резких поворотов, торможений, разгонов, тем больше топлива понадобится мотору (коэффициент увеличения индивидуален, в зависимости от агрессивности, жёсткости управления).  

К этому списку можно добавить работу различных вспомогательных систем, например, кондиционер летом и отопление зимой способен увеличить расход горючего также до 15%.

Формулы для подсчета расхода топлива

Самый простой способ – израсходовать остатки горючего полностью, обнулить данные бортового компьютера, залить бак на весь объём и снова его потратить в течение привычного времени, сохраняя привычный режим и стиль езды. Примерные данные будут отображаться на приборной панели – общие и мгновенные показатели по расходу, с учётом стоянки, времени в пути и других параметров.

Если же авто не оборудовано современными системами контроля, после того как бак будет полностью израсходован, нужно записать показатели одометра (реальный пробег на момент пустого бака). Далее залить полный бак снова и снять показатели одометра уже после того, как новое горючее закончится. Так можно узнать, на какой пробег хватило полного бака (в зависимости от его вместимости), формула для этого – объем залитых литров разделить на пройденный на этом объеме путь, результат умножить на 100 (пересчёт на каждую сотню километров).

Пример:

В бак было залито 40 литров горючего, на этом объеме получилось проехать 412 км. Требуется узнать расход на каждую сотню пробега.

40 : 412 = 0,097 × 100 = 9,71 литров  

Иногда таких данных недостаточно и требуется составить бюджет на определенный период или определить окупаемость транспортного средства. Если требуется более точный расчёт возможного расхода топлива, можно применить более сложную формулу, чем привычная пропорция по пробегу и литрам.

В этой формуле значения следующие:

Qн – нормативные затраты, то есть, типичные для авто в реальных условиях;

Нs – данные на 100 км пробега, заявленные производителем;

S – фактический пробег авто;

D – один или несколько из перечисленных факторов, увеличивающих потребности в топливе.

Пример:

Предположим, что пробег автомобиля составляет 125 000 километров и на каждую сотню из них производитель указал затраты в 7,5 литров горючего (любого типа). Машина используется одним водителем в городе, из дополнительных факторов учитывается кондиционер или обогрев зимой. Предварительно можно подсчитать грядущие затраты на оплату топлива следующим образом:

1)      выполняем действия в скобках, 0,01 × 7 ( процент увеличения) = 0,07 + 1 = 1,07

2)     выполняем действия за скобками 0,01 × 7,5 (литров) × 125000 (километров пробега) × 1,07 = 10 031,25

Эта цифра обозначает, что Qн, то есть нормативный, более приближенный к индивидуальным условиям показатель затрат на бензин или любой иной тип горючего составит примерно 10,03 л. с расчётом на каждую сотню километров пробега.

Формулу можно применять и для диагностики неисправностей авто. Когда затраты на горючее существенно превышают планируемые и номинальные показатели, стоит заподозрить поломку одной из систем. Формула выручит и в дальних поездках, когда нужно составить оптимальный маршрут, чтобы не заглохнуть на пути к нужной АЗС.

Впрочем, существует более простой способ найти проверенную надёжную заправку – пользоваться топливными картами и АЗС-локатором, где отмечены все станции, предлагающие качественное горючее.