Дизельное топливо получают путем перегонки нефти при температуре 180–360°С. Люди используют это горючее с середины XIX века. Сейчас различные марки дизельного топлива применяют для заправки легковых, грузовых автомобилей, тепловозов, автобусов, военной и сельскохозяйственной техники, морских и речных судов. Топливо дизельное делится на несколько видов в зависимости от сезона использования.
Классификация марок
В маркировке заложена информация о физико-химических свойствах дизтоплива, условиях использования горючего, экологическом классе. Обозначается она буквенными и цифровыми символами. Например, «ДТ-Л-К5» — означает, что это дизельное топливо подходит для использования в теплый сезон, пятого класса экологичности. Содержание серы не должно быть выше 10 мг/кг.
Климатические особенности использования дизельных топлив прописывают заглавными буквами:
- Л — летнее;
- Е — межсезонное;
- З — зимнее;
- А — арктическое.
Также указывают экологический класс. Он показывает, сколько серы содержится в топливе. В К2 этот показатель не должен превышать 500 мг/кг, в К3 может быть до 350 мг/кг вредных веществ, в К4 — до 50 мг/кг, в К5 — до 10 мг/кг.
Особенности каждой из марок
Сезонность использования дизельных топлив — один из главных параметров, на который необходимо опираться при заправке автомобиля. Если в баке окажется не подходящее под температуру воздуха горючее, это может привести к поломке двигателя.
Выделяют 4 типа ДТ:
- Летнее. Применяется при температуре воздуха не ниже 0°С. При отрицательных значениях топливо марки Л может загустеть. Необходимое для запуска мотора воспламенение топливовоздушной смеси не произойдет. Фильтры могут забиться и вывести из строя насос. Это приведет к дальнейшим поломкам автомобиля.
Топливо марки Л применяется для заправки водных судов, легковых и грузовых машин, сельскохозяйственной техники, электрогенераторов, котлов. Горючее преимущественно используют в регионах с умеренным и теплым климатом. В центральной части России на таком дизельном топливе ездят с начала апреля до конца сентября. В южных частях нашей страны горючее можно использовать круглый год. - Межсезонное используют, когда температура воздуха колеблется в диапазоне от –15 до +5°С. В это время ездить на летнем дизельном топливе уже опасно для двигателя, а переходить на зимнее финансово невыгодно. Межсезонный вид дизельного топлива получают при добавлении в сырье депрессорно-диспергирующих присадок. Они предотвращают слипание парафина при минусовой температуре. На таком дизельном топливе можно ездить до –15°С.
- Зимнее горючее содержит минимальную концентрацию циклопарафинов, которые применяют для сгущения жидкости. Максимально допустимая температура для использования этого дизельного топлива — –30°С.
- Арктическое горючее применяют в регионах с экстремальным климатом. На дизельном топливе можно ездить при температуре от –35 до –55°С. Вязкость компонентов максимально снижена. Это предотвращает замерзание горючего в сильный мороз. Топливо дороже других видов из-за использования дополнительных компонентов при производстве.
Узнать, какая из марок дизельного топлива используется на конкретной заправке, можно у оператора. Он должен предоставить сертификат горючего по просьбе клиента.
Основные требования к ДТ
Качество горючего напрямую влияет на эксплуатационные характеристики автомобиля. Для различных видов дизельных топлив разработаны стандарты производства. В них прописан физико-химический состав с указанием содержания вредных компонентов, присадок, значение цетанового числа, плотность, вязкость, испаряемость, температура вспышки и другое. В дизельном топливе не должны содержаться вода и механические примеси. Иначе не избежать коррозии металлических деталей двигателя.
Автомобильные эксперты советуют выбирать только легальные заправки дизельного топлива или использовать топливные карты проверенных исполнителей. Так риск нарваться на подделку сводится практически к нулю. А при возникновении спорных ситуаций автомобилист может предъявить претензии представителю официальной организации.