Что такое демпфер и чем он важен

1221.png

Что такое демпфер и чем он важен

Плюсы демпфера

Минусы регулирования нефтяного сектора


Падение цены на нефть на российском рынке не всегда сопровождается дешевым горючим на заправках. Перед тем как задумываться о заговоре нефтяников, стоит ознакомиться с демпфером. Именно из-за него цены на заправках России не падают даже в случае снижения нефтяных котировок. 

Что такое демпфер и чем он важен

Демпферный механизм — регулирующая мера со стороны государства, которая позволяет контролировать стоимость конкретной продукции на внутреннем рынке. Одновременно компенсируется убыток для производителей, которые отпускают товар по низким ценам, уменьшая свою прибыль. 

Другими словами, правительство платит за то, чтобы компании не поднимали цены. Правило работает и в обратную сторону. Если за границей стоимость товара ниже, производители платят деньги в государственный бюджет. 

Использование регулировки цены на топливо действует в России с 2019 г. после существенных колебаний стоимости дизеля и бензина на АЗС в предыдущем году. 

Формула расчета предусматривает использование индикативной оптовой цены горючего в России, которая проходит индексацию 1 раз в год с учетом инфляции. 


1222.png

Выплаты государства или нефтяников не соответствуют реальным ценам на автозаправках. Например, в 2020 г. индикативная оптовая стоимость составляла 53 600 р. за 1 тонну бензина. Размер упущенной выгоды соответствует нетбэку на нефть — экспортной цене без учета транспортных расходов и налогов.

Регулирующая мера важна тем, что помогает контролировать стоимость горючего. Поэтому в случае волатильности оптовых цен, розничная стоимость останется в пределах инфляции.

Плюсы демпфера

Комплексное воздействие меры подразумевает ряд преимуществ для автовладельцев, правительства и нефтяных компаний. Так исключается шоковый эффект цен и гарантируется стабильность, которая не зависит от внешних факторов.

Если топливо за границей дороже, государство мотивирует нефтяников продавать его в стране, выплачивая компенсацию, покрывающую разницу. Это исключает вероятность появления дефицита. Случается также обратная ситуация, когда за рубежом горючее дешевле. На этот случай предусмотрен другой сценарий — нефтеперерабатывающие компании выплачивают в бюджет разницу. Благодаря демпферу на горючее государственный бюджет пополнился на 400 млрд р. в 2020 г.


1223.png

Все плюсы демпферного механизма отмечены Сергеем Ежовым в публикации с 04.04.2021, которая появилась в «Российской газете». Основные тезисы:

  • с 2019 цены на бензин и дизель не превысили инфляцию;
  • оптовые цены держатся ниже нетбэков, что позволяет компенсировать убытки от розничных продаж;
  • при низких нетбэках на нефть пополняется государственный бюджет.

Регулирующая мера обладает многогранным воздействием на продажу горючего и на размер выручки.

Минусы регулирования нефтяного сектора

Механизм не лишен и недостатков. При уменьшении рыночной цены на бензин зарабатывает правительство. Для населения стоимость относительно стабильная в пределах определенного периода. Для компаний размер прибыли остается фиксированным.

В случае быстрой отмены правил регулировки, сложившаяся ситуация не приведет к таким же снижениям цен на заправке. Вместо экономии для населения деньги могут остаться в нефтяных компаниях.

Главный недостаток регулирующей меры — это своеобразный регрессивный налог. В случае особо низких нетбэков, когда экономика страны в рецессии, подобное воздействие усугубляет ситуацию. Также под вопросом удержание цен в пределах инфляции, потому что вмешательство и становиться причиной такого явления. В 2020 г. стоимость горючего должна была заморозиться на фоне низких нетбэков, а она, наоборот, выросла.

В результате регулирования нефтяные компании не могут поднимать цены быстрее, чем темпы роста инфляции. Это случай, когда автовладельцы выигрывают благодаря вмешательству, ведь стоимость бензина и дизеля остается стабильной, несмотря на ситуацию.


1224.png

Налоговое законодательство РФ не предусматривает снижение стоимости топлива. Если после каждого стремительного роста не будет обратного падения, цена горючего может принять рекордное значение. В таком случае регулирование защищает от резких скачков вверх. 

В 2022 г. цены на автомобильное горючее будут удерживать в пределах инфляции благодаря введению дополнительных правил. Согласно законопроекту, который был одобрен правительством, размер компенсаций для нефтяных предприятий по переработке нефти составит 83% вместо 68% на бензин и 65% на дизель, как было ранее.

Несмотря на динамику розничных цен на горючее, заправляться выгодно можно с помощью топливных карт от GPC RUS. Безналичный расчет на заправках — это удобно, просто и экономно. Контролируйте расходы на горючее в своей компании путем отслеживания транзакций. 

Нашими топливными картами можно расплачиваться на 16 000 АЗС в 20 регионах России. Обращайтесь! Если не знаете, какая карта подходит для вашего автопарка, — поможем!

Оставьте заявку и наши менеджеры проконсультируют Вас!